Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

Решаем, как учтем рабочую программу воспитания

Ильяшенко Елена Геннадьевнаэксперт Актион Образование, канд. пед. наук, доцент

На завершающем уроке курса решите, как учтете программу воспитания в вашей рабочей программе. Сделать это необходимо по требованиям ФГОС. Разберем несколько способов и рассмотрим наглядные примеры их применения. 

В рабочих программах НОО и ООО по новым ФГОС учесть программу воспитания можно в любом разделе. Стандарты и ФОП не регламентируют, каким образом это необходимо сделать. В рабочих программах СОО и ООО по ФГОС второго поколения учесть рабочую программу воспитания нужно в тематическом планировании (п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Чтобы выявить воспитательный потенциал предмета, понадобится соотнести цель и целевые приоритеты воспитания с ресурсами своего учебного предмета. Приоритеты воспитания смотрите в федеральной рабочей программе воспитания.

 

Рекомендуем вместе с коллегами на тематических заседаниях проанализировать целевые приоритеты воспитания на уровне СОО и обсудить возможности каждого предмета. Это поможет вам сузить цель воспитания до задач конкретного предмета и конкретного урока.

 

В тематическом планировании необходимо прописать, каким образом проектируете урок с учетом воспитательных возможностей содержания учебного предмета:

– какие социальные ситуации моделируете;

– какие практико-ориентированные задачи решаете;

– как демонстрируете примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Уточните, какие формы работы для вас актуальны, когда раскрываете воспитательный потенциал урока. Включите в тематическое планирование интеллектуальные игры, дискуссии, групповую работу и работу в парах, читательские конференции, познавательные экспедиции, деловые и социально-моделирующие игры, арт-терапию. Это позволит реализовать принципы программы воспитания в образовательном процессе.

Указать в тематическом планировании приоритеты воспитания можно несколькими способами. Давайте вместе определим, какие из них допустимы. Кликните на карточки с такими способами в тренажере ниже. Также рекомендуем открыть комментарий к ответу.

В самой таблице тематического планирования перечислить целевые приоритеты для каждого раздела или темы рабочей программы

Указать целевые приоритеты перед таблицей тематического плана

Пронумеровать целевые приоритеты и прописать их после таблицы

Все три способа учесть программу воспитания в тематическом планировании допустимы. Разберем их.
Первый – в самой таблице тематического планирования перечислить целевые приоритеты для каждого раздела или темы рабочей программы. Недостаток этого способа – приоритеты будут повторяться из раздела в раздел.
Второй способ – указать целевые приоритеты перед таблицей тематического плана.
Третий способ – пронумеровать целевые приоритеты и прописать их после таблицы, чтобы компактно указать номера приоритетов для каждого раздела или темы в плане.

Теперь можете скачать примеры применения каждого способа. Чтобы разобраться, как учесть программу воспитания в пояснительной записке и содержании предмета, приглашаем вас пройти программы о новых ФГОС НОО и ООО. А пока примите поздравления: вы завершили еще один урок и курс!

Самое важное

Конкретных требований к тому, как учесть федеральную программу воспитания в рабочей программе, нет. Школа определяет их самостоятельно.

Указать в тематическом планировании целевые приоритеты воспитания можно тремя способами.

В тематическом планировании пропишите, каким образом проектируете урок с учетом воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Давайте подробно разберем, как можно учесть программу воспитания в тематическом планировании. Конкретных требований к тому, как это сделать, нет. Школа самостоятельно определяет способ и закрепляет его в Положении о рабочей программе.

Воспитательный компонент содержания программы по каждой теме можно отразить в отдельной колонке таблицы. Смотрите фрагмент примера ниже и скачайте его полную версию.

Таблица. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень). 10-й класс

№ п/п

Раздел/тема

Количество часов, отводимых на освоение темы

Форма реализации воспитательного потенциала

1

Общие сведения о языке

1.1

Язык как знаковая система. Основные функции языка

1

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту явлений, которые изучают на уроках, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений

20 августа 2023 в 14:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.