Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

Правильное питание — залог здоровья дошкольника! (21.11- 25.11.2022г.)

 Правильное питание — залог здоровья дошкольника

Эта публикация посвящена теме рационального употребления пищи и его роли в системе организма дошкольников. В современном мире особенно важно правильно питаться. И я представляю анализ возникающих и возможных проблем в вопросах питания дошкольников, с которыми сталкиваются родители и коллеги Дошкольных Образовательных Учреждений.

 От правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей и полноценное развитие их организма. 

Важно разрешить следующие вопросы:

 «Что представляет собой система правильного питания в детском саду»; 

«Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для дошкольников»; 

«На что обращать внимание при организации питания детей дошкольного возраста»; 

«Каким продуктам отдается предпочтение при организации питания». 

Сформулированы формы работы с родителями, даны рекомендации по питанию детей. 

Ключевые слова: 

дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система. 

Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма, поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не навредить своему организму. Задача детского сада и семьи — сохранение и укрепление здоровья ребенка, важная составляющая которого — правильное питание. О нем необходимо заботиться с раннего детства, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, способствовать профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций. Недостаток в пище витаминов и микроэлементов, а также вредные составляющие некоторых современных продуктов, выпускаемые недобросовестными производителями, отрицательно сказываются на физическом развитии детей, что способствует снижению иммунитета, сопротивляемости организма к болезням, развитию хронических заболеваний. Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания — актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений. 

Часто взрослые теоретически понимают важность расширения представлений ребенка о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей. Повышение компетенции родителей в данном вопросе — необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог — ребенок — родитель». Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений. 

Для решения цели были сформулированы следующие задачи: 

* изучить проблемы организации правильного питания; 

* сформулировать с детьми правила здорового питания; 

*формировать у детей культуру приема пищи и питания; 

*повысить компетенции родителей в организации питания дошкольников путем участия в совместных мероприятиях;

*создать журнал в детском саду для детей и их родителей «Будь здоров!». 

Питание детей всегда интересовало ученых, педагогов и психологов, которые уделяли большое внимание этой проблеме. Особенности питания дошкольников изучали:

 В.А Квитковская, О. А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. А. С. Алексеева, В. Г Алямовская, И.Я Конь, М. В Лещенко 

в своих работах рассматривали вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ. 

А. С. Алексеева утверждала, что от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. 

По мнению О. А. Моталыгиной ребенок 6–7 лет должен и может самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если взрослые ему помогут. Важнейшей задачей взрослых является формирование у детей определенных знаний в области питания, что в дальнейшем поможет сохранить здоровье ребенка.

 В целях приумножение и сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является 

формирование у него определенных знаний в области питания.

 0f90e2e66ca53a318bbec976b3147f0a.jpg

Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Важно обращать внимание на осанку ребенка при приеме пищи, на культуру принятия пищи, культурно-гигиенические правила, связанных с приемом пищи. Важно, чтобы во время еды педагоги и обслуживающий персонал были спокойны, не суетливы, всегда поддерживали хорошее настроение у детей. 

Например, используя следующие фразы: 

* «Как вкусно пахнут котлеты!», 

* «Как сегодня красиво подано блюдо!», 

* «Какой вкусный суп!» 

Сервировка стола, приятный запах и внешний вид поданного блюда, вызывают аппетит у детей. Во время приема пищи может звучать приятная негромкая музыка. Не секрет, что дети любят жевательные конфетки, чупа-чупс, сладкие газированные напитки, что вредно для их здоровья. Беседы с родителями не всегда дают желаемые результаты. 

844bd19496889df84a6deb8e283d11ca.jpg

Проведено анкетирование родителей, которое выявило ряд проблем:

* недостаточное соблюдение членами семьи норм правильного питания,

* культуры приема пищи, 

* дети не всегда соблюдают правила поведения за столом, 

* плохо знают названия блюд, 

* недостаточно владеют столовыми приборами.

 Это позволило сделать вывод о том, что в семейном воспитании формированию культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание. 

Так возникла идея проведения 

проекта «Здоровое питание - залог здоровья!». 

 Цель проекта была сформулирована следующим образом: 

«Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья». 

Задачами проекта стали: 

* сформировать у детей понятие о правильном питании; 

* расширять знания детей о продуктах здорового питания;

* обучать детей культуре питания; 

* способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье;

* совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья; 

* привлечь детей и их родителей к совместной деятельности по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания. 

Организационный этап предусматривал: выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта; изучение методической литературы; организацию развивающей предметно-пространственной среды: создание в группе информационного стенда «Как разнообразить питание детей дошкольников»; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм; организацию сотрудничества с родителями, разработку индивидуальных бесед «Правильное питание ребенка» и анкет для родителей. 

На основном этапе осуществлялись деятельность в игровых центрах: проводились дидактические игры: «Готовим салат», «Варим компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Каши разные нужны», которые способствовали знакомству детей с особенностями приготовления блюд, сюжетно-ролевые игры «Приходите в гости к нам», «Наш семейный ужин», «Магазин вкусных и полезных продуктов»; обучение подвижным, речевым играм; познавательные игры-занятия, экскурсии, досуги, развлечения «В гости к Айболиту»; экспериментальная деятельность; чтение художественной литературы, разучивание игр, стихов; продуктивная деятельность. 

Для родителей оформили уголок на тему «Здоровое питание детей». 

Итоговым мероприятием заключительного этапа прошло развлечение «Правильное питание- залог здоровья детей».

В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса в старшей группе проявили творческую активность, у детей повысился уровень знаний по данной теме, сформировались основы поведения за столом, культура правильного питания.

Работа над проектом способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, закрепились правила правильного питания, дети научились различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каши. Родители принимали активное участие в проекте, в выставке рисунков, изготовлении альбомов, буклетов. Родители заинтересовались правильным питанием и здоровому образу жизни детей. 

Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. 

В группе вместе с ребятами определили свои 

правила правильного питания детей: 

* перед едой, вымой руки с мылом; 

* набирай еду небольшими порциями; 

* во время еды, ногами не стучи; 

* кушай аккуратно, не сори, с едой не играй; 

* сиди прямо; 

* правильно пользуйся столовыми приборами; 

* пользуйся салфеткой; 

* благодари за еду. 

В результате проведенной работы педагогами и родителями воспитанников, у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, которые они раньше не любили. Дети научились выбирать полезные продукты, ответственно относиться к своему здоровью. Информация, предоставленная родителям, помогла им пересмотреть семейное меню, оценить пользу молочных, овощных и фруктовых блюд для детей. Многие родители поняли, что правильно организованное питание обеспечивает детей необходимыми витаминами, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам и инфекциям. Систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность совместно с родителями и детьми помогла добиться положительных результатов. Заметно повысилась родительская компетентность и заинтересованность в вопросах здорового питания детей. Родители стали больше уделять внимания разнообразию и витаминизации блюд.

Литература: 

* Алексеева А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении пособие для воспитателей детского сада/ А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина- М.: Просвещение, 1990

* Колесникова С. А. Требования к организации питания дошкольников // Дошкольная педагогика.-2002. — № 5

* Галаева Г. Климова Ю. Разговор о правильном питании// Обруч.-2002.- № 5.17 

* Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1

Коняева Л. «Будь здоров, малыш» (Дошкольное воспитание № 11, 2004 г.)

Маталыгина О. А. Все о питании детей дошкольного возраста / 2009




27 ноября 2022 в 11:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.