Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»
|
Правильное питание — залог здоровья дошкольника! (21.11- 25.11.2022г.)Правильное питание — залог здоровья дошкольникаЭта публикация посвящена теме рационального употребления пищи и его роли в системе организма дошкольников. В современном мире особенно важно правильно питаться. И я представляю анализ возникающих и возможных проблем в вопросах питания дошкольников, с которыми сталкиваются родители и коллеги Дошкольных Образовательных Учреждений. От правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей и полноценное развитие их организма. Важно разрешить следующие вопросы:«Что представляет собой система правильного питания в детском саду»; «Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для дошкольников»; «На что обращать внимание при организации питания детей дошкольного возраста»; «Каким продуктам отдается предпочтение при организации питания». Сформулированы формы работы с родителями, даны рекомендации по питанию детей. Ключевые слова:дети дошкольного возраста, здоровье, правильное питание, меню, организм, иммунная система.Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, в общем развитии детского организма, поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не навредить своему организму. Задача детского сада и семьи — сохранение и укрепление здоровья ребенка, важная составляющая которого — правильное питание. О нем необходимо заботиться с раннего детства, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие организма, способствовать профилактике заболеваний, устойчивости к воздействию инфекций. Недостаток в пище витаминов и микроэлементов, а также вредные составляющие некоторых современных продуктов, выпускаемые недобросовестными производителями, отрицательно сказываются на физическом развитии детей, что способствует снижению иммунитета, сопротивляемости организма к болезням, развитию хронических заболеваний. Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания — актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений. Часто взрослые теоретически понимают важность расширения представлений ребенка о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей. Повышение компетенции родителей в данном вопросе — необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог — ребенок — родитель». Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений. Для решения цели были сформулированы следующие задачи:* изучить проблемы организации правильного питания; * сформулировать с детьми правила здорового питания; *формировать у детей культуру приема пищи и питания; *повысить компетенции родителей в организации питания дошкольников путем участия в совместных мероприятиях; *создать журнал в детском саду для детей и их родителей «Будь здоров!». Питание детей всегда интересовало ученых, педагогов и психологов, которые уделяли большое внимание этой проблеме. Особенности питания дошкольников изучали: В.А Квитковская, О. А. Маталыгина, Н.Ю Минина, Н.А Сташевская и др. А. С. Алексеева, В. Г Алямовская, И.Я Конь, М. В Лещенко в своих работах рассматривали вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОУ. А. С. Алексеева утверждала, что от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. По мнению О. А. Моталыгиной ребенок 6–7 лет должен и может самостоятельно оценивать свое питание, в том случае, если взрослые ему помогут. Важнейшей задачей взрослых является формирование у детей определенных знаний в области питания, что в дальнейшем поможет сохранить здоровье ребенка. В целях приумножение и сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области питания.
Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Важно обращать внимание на осанку ребенка при приеме пищи, на культуру принятия пищи, культурно-гигиенические правила, связанных с приемом пищи. Важно, чтобы во время еды педагоги и обслуживающий персонал были спокойны, не суетливы, всегда поддерживали хорошее настроение у детей. Например, используя следующие фразы: * «Как вкусно пахнут котлеты!», * «Как сегодня красиво подано блюдо!», * «Какой вкусный суп!» Сервировка стола, приятный запах и внешний вид поданного блюда, вызывают аппетит у детей. Во время приема пищи может звучать приятная негромкая музыка. Не секрет, что дети любят жевательные конфетки, чупа-чупс, сладкие газированные напитки, что вредно для их здоровья. Беседы с родителями не всегда дают желаемые результаты. Проведено анкетирование родителей, которое выявило ряд проблем:* недостаточное соблюдение членами семьи норм правильного питания, * культуры приема пищи, * дети не всегда соблюдают правила поведения за столом, * плохо знают названия блюд, * недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволило сделать вывод о том, что в семейном воспитании формированию культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание. Так возникла идея проведения проекта «Здоровое питание - залог здоровья!».Цель проекта была сформулирована следующим образом: «Формирование у детей дошкольного возраста и их родителей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья». Задачами проекта стали: * сформировать у детей понятие о правильном питании; * расширять знания детей о продуктах здорового питания; * обучать детей культуре питания; * способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье; * совершенствовать у родителей понимания важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья; * привлечь детей и их родителей к совместной деятельности по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания. Организационный этап предусматривал: выбор методов и приемов работы с детьми для реализации проекта; изучение методической литературы; организацию развивающей предметно-пространственной среды: создание в группе информационного стенда «Как разнообразить питание детей дошкольников»; изготовление и оформление дидактических, настольно-печатных игр и пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм; организацию сотрудничества с родителями, разработку индивидуальных бесед «Правильное питание ребенка» и анкет для родителей. На основном этапе осуществлялись деятельность в игровых центрах: проводились дидактические игры: «Готовим салат», «Варим компот», «Отгадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Каши разные нужны», которые способствовали знакомству детей с особенностями приготовления блюд, сюжетно-ролевые игры «Приходите в гости к нам», «Наш семейный ужин», «Магазин вкусных и полезных продуктов»; обучение подвижным, речевым играм; познавательные игры-занятия, экскурсии, досуги, развлечения «В гости к Айболиту»; экспериментальная деятельность; чтение художественной литературы, разучивание игр, стихов; продуктивная деятельность. Для родителей оформили уголок на тему «Здоровое питание детей». Итоговым мероприятием заключительного этапа прошло развлечение «Правильное питание- залог здоровья детей». В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса в старшей группе проявили творческую активность, у детей повысился уровень знаний по данной теме, сформировались основы поведения за столом, культура правильного питания. Работа над проектом способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, закрепились правила правильного питания, дети научились различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каши. Родители принимали активное участие в проекте, в выставке рисунков, изготовлении альбомов, буклетов. Родители заинтересовались правильным питанием и здоровому образу жизни детей. Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. В группе вместе с ребятами определили своиправила правильного питания детей:* перед едой, вымой руки с мылом; * набирай еду небольшими порциями; * во время еды, ногами не стучи; * кушай аккуратно, не сори, с едой не играй; * сиди прямо; * правильно пользуйся столовыми приборами; * пользуйся салфеткой; * благодари за еду. В результате проведенной работы педагогами и родителями воспитанников, у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, которые они раньше не любили. Дети научились выбирать полезные продукты, ответственно относиться к своему здоровью. Информация, предоставленная родителям, помогла им пересмотреть семейное меню, оценить пользу молочных, овощных и фруктовых блюд для детей. Многие родители поняли, что правильно организованное питание обеспечивает детей необходимыми витаминами, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам и инфекциям. Систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность совместно с родителями и детьми помогла добиться положительных результатов. Заметно повысилась родительская компетентность и заинтересованность в вопросах здорового питания детей. Родители стали больше уделять внимания разнообразию и витаминизации блюд. Литература:* Алексеева А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении пособие для воспитателей детского сада/ А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина- М.: Просвещение, 1990 * Колесникова С. А. Требования к организации питания дошкольников // Дошкольная педагогика.-2002. — № 5 * Галаева Г. Климова Ю. Разговор о правильном питании// Обруч.-2002.- № 5.17 * Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1 Коняева Л. «Будь здоров, малыш» (Дошкольное воспитание № 11, 2004 г.) Маталыгина О. А. Все о питании детей дошкольного возраста / 2009
27 ноября 2022 в 11:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.