Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»
|
Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образованииРаздел III. Практика исследовательского обучения в современном дошкольном образовании Лекция 6. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду Литература 1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. 2. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь для детей 5—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004. 3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 5—6 лет. Ярославль: Академия развития, 2004. 4. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь для детей 6—7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004. 5. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. Три кита исследовательского обучения Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента: •развитие у детей исследовательских умений и навыков; •детскую исследовательскую практику; •мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Изучение практики использования методов самостоятельного учебно-исследовательского поиска детей в образовательных целях убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи нередко страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся разных возрастов предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве образовательных учреждений педагоги убеждены: стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, и задачи исследовательского обучения реализуются сами собой. Наивность этой точки зрения очевидна, особенно для педагогов дошкольного звена. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Про ведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. Кроме того, учебно-исследовательская практика ребенка — занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственно внимания педагога. Поэтому необходима система ее мониторинга. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребованно, интересно взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают. Это требует создания специальной системы мониторинга детской учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы: 1. Подпрограмма — «тренинг» Занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. 2. Подпрограмма — «детская исследовательская практика» Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. 3. Подпрограмма — «мониторинг» Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др. Характеристика содержания подпрограмм подпрограмма — «тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: •видеть проблемы; •ставить вопросы; •выдвигать гипотезы; •давать определение понятиям; •классифицировать; •наблюдать; •проводить эксперименты; •делать умозаключения и выводы; •структурировать материал; •готовить собственные мини-доклады; •объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием, при квалифицированном руководстве психолога или педагога. Наша экспериментальная работа показала, что программирование данного учебного материала следует осуществлять по принципу «концентрических кругов». Дети осваивают полный цикл обозначенных проблем, например, в старшей группе, а затем все еще раз повторяется в подготовительной. Задания, ориентированные на определенные задачи, группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Важная особенность программы состоит в том, что, готовясь к занятию, педагог сам составляет сценарий каждого занятия. Для этого, исходя из особенностей группы, подбирается набор заданий из разных блоков («видеть проблемы», «задавать вопросы», «выдвигать гипотезы» и др.). Задачи эти изложены в серии специальных тетрадей, изданных под грифом «Маленький исследователь» ярославским издательством «Академия развития». Примеры из блока «Учимся задавать вопросы» А упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими. Вы кладете на стол какой-нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше. Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т.д. Но кукла — узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду 3 видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постанов ки вопросов. Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать? Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации. К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай: Кто…? Что…? Где…? Зачем…? Когда…? К блоку «Учимся задавать вопросы» относятся и упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать кого-то или что-то — значит ответить на вопросы: — Что это такое? — Чем оно отличается от других или от другого? — Чем похоже на других или другое? Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку. Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду 3 Примеры из блока «Учимся выдвигать гипотезы» Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос. Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами. Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце). Вслед за этим можно предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если». Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» Приведем еще несколько упражнений. Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. Найдите возможную причину события такого явления: «Дети стали больше играть во дворах». «Миша весь вечер не подходил к телевизору». Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду 3 «Пожарный вертолет весь день кружил над лесом». «Полицейский автомобиль стоял у дороги». «Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше». «Котята спали весь день». После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какие-нибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей). Например, дети нашли на улице черепаху и решают, что с ней делать. Выдвигаются разные предложения (идеи). Затем вырабатываются требования к предложениям, по которым они будут оцениваться. Хорошо ли это для черепахи? Легко ли это сделать? Можно ли это сделать быстро? Безопасно ли это для человека? Дорого ли будет стоить воплощение предложения в жизнь? Есть ли кто-то, кто возьмется это сделать? Особенности разработки прогр 23 октября 2022 в 19:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.