Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

Последовательность проведения исследований с детьми

Последовательность проведения исследований с детьми 

Один из крупнейших специалистов в области исследовательского обучения Джон Дьюи, описывая «полный акт мышления», выделял пять его этапов или «ступеней»: •ощущение трудности; •ее обнаружение и определение; •выдвижение возможного замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); •формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы); •последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отбросить гипотезу, либо прийти к выводу, содержащему положительное или отрицательное утверждение. Эта последовательность вполне способна служить алгоритмом исследовательского поиска ребенка в образовательном процессе. Данная концепция получила Дидактические основы современного исследовательского обучения 2 дальнейшее развитие в трудах последователя Дж. Дьюи Э.Фентона, выделившего семь этапов: • осознания проблем на основе наблюдения определенных предметов, явлений, событий или процессов; • формулировки гипотез, связанных с разрешением этих проблем, особенно постановки вопросов аналитического характера, а также предварительной, «доопытной» проверки выдвинутых гипотез; • установки логических следствий из этих гипотез; • решения вопроса о том, какие данные будут необходимы для проверки сформулированной гипотезы или гипотез, а также проведения отбора источников с точки зрения их пригодности для проверки этой гипотезы или гипотез; • анализа, интерпретации и оценки этих данных с точки зрения их соответствия разрешаемой проблеме; • оценки истинности гипотез в свете собранных данных; • поведения в соответствии с гипотезой, признанной за истинную в свете действий, перечисленных в пунктах 1–6. [Цит. по: Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986, с. 59]. Несмотря на отмеченную разницу в подходах разных исследователей, несложно заметить, что процесс исследовательского поиска ученого и этапность учебного исследования дошкольника в основных своих чертах очень схожи. Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы: • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); • выработку гипотез; Дидактические основы современного исследовательского обучения 2 • поиск и предложение возможных вариантов решения; • сбор материала; • анализ и обобщение полученных данных; • подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.). В ходе проведения экспериментальной работы по созданию и доработке методики неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Отметим, что в целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, без труда можно понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы. Говоря о результате, особо важно помнить, что на всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Ни в коем случае не следует путать его (результат) с тем продуктом, который рождается в итоге труда маленького исследователя. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первый, естественно, самый важный, назовем его педагогическим. Второй — это тот, что создает ребенок «своей головой» и руками, — макет, проект, отчет и тому подобное. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже Дидактические основы современного исследовательского обучения 2 склеенный из бумаги макет. Педагогический результат — это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Для достижения этого результата, как показывает наш экспериментальный опыт, применима следующая более тонко детализированная последовательность: 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). 2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). 3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы и исследования). 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи). 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования). 6. Разработать методику проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания). 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). 9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). 10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). 11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия. 

Вопросы для самостоятельной работы:

 1. На каких принципах строится исследовательское обучение ребенка? 2. Какими умениями должен обладать педагог, ставящий перед собой задачу организации исследовательского обучения детей? 3. В чем разница между «проектным обучением» и «исследовательским обучением»? 4. Приведите примеры исследовательского поведения в жизни детей разного возраста. 5. Опишите какую-нибудь из известных вам игрушек с точки зрения ее возможностей стимулировать исследовательское поведение ребенка.

23 октября 2022 в 19:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.