Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

Игра и игрушка в развитии исследовательского поведения ребенка

Игра и игрушка в развитии исследовательского поведения ребенка 

Непременный спутник детства и важнейший инструмент игры — игрушка. С первых месяцев жизни она занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Она же часто является средством и предметом первых собственных исследований. Обычно предлагаемая нами ребенку игрушка не рассчитана на то, что ее потенциальные возможности и содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать и др.). А стремление ребенка включить игрушку в программу собственной исследовательской деятельности приводит к тому, что ее бросают, топят в воде, закапывают в песок, разбирают. Все это обычно приводит игрушку в негодность. В некоторых странах существует жесткое правило: ни в коем случае не наказывать ребенка за сломанные игрушки. На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы — надо создавать игрушки, с Дидактические основы современного исследовательского обучения - которыми можно делать все, что угодно. Нужны игрушки, которые можно разбирать и собирать, т.е. игрушки, способные к трансформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. Это действительно путь решения проблемы, но технически он оказывается чрезвычайно сложным. Есть альтернативные и притом весьма продуктивные пути. Один из таких путей — давать ребенку минимум готовых игрушек, стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие. Другой вариант — пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают. И, таким образом, мы должны признать за ним право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Готовые, радующие глаз взрослого, игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время. Многие наблюдательные педагоги и родители знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестным металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно — ребенок по натуре своей исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, а потому может быть использовано в самых разных целях. Избавляя детский сад или квартиру от подобного «мусора», мы также часто ограничиваем исследовательское поведение детей. Дидактические основы современного исследовательского обучения 1 Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать ее, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. Содействие и противодействие исследовательскому поведению проявляется повсеместно. Помня об этом, надо преодолевать стереотипы и учиться смотреть на традиционную образовательную деятельность с новых позиций. Но при этом следует постоянно помнить, что это противодействие имеет и свои позитивные стороны. Общество препятствует приобретению и распространению опыта, разрушающего его моральные устои и культурные ценности. Сюда относится опыт социально неодобряемых пристрастий (курение, наркотики и т.п.), возрастные ограничения на приобретение опыта и знаний сексуального характера, распространения опыта преступной деятельности. Образование должно препятствовать распространению опыта, считающегося ошибочным или устаревшим. Самое любопытное то, что противодействие исследовательскому поведению может содействовать личностному росту и развитию. И дело тут не только в общеизвестной сладости «запретных плодов». В гуманистической психологии есть специальный термин — «гиперкомпенсация». Так именуется способность личности противостоять обстоятельствам, складывающимся в обществе, и развиваться вопреки им. Задача успешного ученика — становление личностных качеств, а также развитие интеллекта и креативности — непременно требует, чтобы учащийся учился преодолевать трудности и преграды. С этой точки зрения, Дидактические основы современного исследовательского обучения 1 в качестве благоприятных, следует рассматривать условия не только содействия, но и противодействия.  

23 октября 2022 в 19:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.