Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»
|
2. Исследовательская деятельность в детском саду. АлгоритмАлгоритм построения образовательной деятельности:*интересное начало–точка удивления; *постановка проблемы; *актуализация знаний детей; *выдвижение гипотез, предположений; *проверка решения; *введение в систему знаний. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Декоративно-прикладное искусство послужит результативным средством в развитии исследовательской деятельности дошкольников, так как представляет собой работу созидательного характера, создает условия для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с внутренними потребностями. Декоративно-прикладное творчество позволяет отойти от традиционных форм обучения и выразить маленькому художнику в рисунке, декоративной работе, поделке, игрушке свои чувства и эмоции, дает свободу, и вселяет уверенность в своих силах. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности. Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:*Проблемная ситуация *Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы) *Выдвижение гипотез *Подбор материала для проверки гипотез *Проверка гипотез Формулирование и оформление вывода Проблемная ситуация –это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы: *Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; *Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; *Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций. *Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам. *Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику. *Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
2 октября 2022 в 12:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.