Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

2. Предмет, методы и задачи детской психологии

 Лекция 3. Краткая история развития детской психологии.

 Психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. но процесс развития осмыслялся задолго до оформления психологии в самостоятельную научную отрасль в философии медицине, педагогике. 

Идея развития как таковая зародилась в трудах Аристотеля, развивалась в педагогических трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и др., обосновывалась в философских работах Г.В.Ф. Гегеля, подтверждалась медицинскими исследованиями Й. Прохазки, была закреплена эволюционными идеями К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина и исследованиями по физиологии высшей нервной деятельности И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. 

Психология развития стала оформляться как самостоятельная научная дисциплина в конце XIX в. Это было подготовлено следующими условиями. 

Во-первых, развивающаяся экспериментальная психология показала наличие качественных различий в психической деятельности взрослого и ребенка. Во-вторых, работы Ж. Ламарка и Ч. Дарвина подготовили возможность использования эволюционного метода в анализе психического развития ребенка. В-третьих, уже к середине XIX в. был накоплен обширнейший эмпирический материал, касающийся наблюдений за детьми, методов их обучения и воспитания, анализа специфики интеллектуального развития.

Объективные условия становления психологии развития, которые сложились к концу XIX в., связаны также с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что, собственно, подготовило необходимость возникновения современной школы. Именно на этом этапе и встала задача понимания ребенка, понимания проблем детской души.

 В 1882 г. появилась книга физиолога В. Прейера (1841-1897) «Душа ребенка», всколыхнувшая мощную волну интереса к развитию ребенка. Поэтому с этой книгой часто связывают становление детской психологии как самостоятельной научной отрасли. Книга имела большой общественный и научный резонанс, причина которого – в методе В. Прейера: в ней впервые были заложены основы научной методики в изучении детства, впервые дан образец систематического сбора научно пригодного материала. 

После Прейера становятся очень популярными тщательные систематические записи последовательности возникновения и усложнения двигательных, эмоциональных, речевых реакций ребенка. В первой четверти XX в. появляются разнообразные публикации дневниковых наблюдений за развитием детей (в России это дневники И.А. Сикорского, Э.И. Станчинской, А. Павловой, А. Левоневского и мн. др.). 

В отечественной психологии важнейшие задачи детской психологии определил Л.С. Выготский (1896-1934). Он подчеркивал необходимость исследования особенностей каждого возрастного периода, а также основных типов нормального и анормального развития, его структуры и динамики.

8 сентября 2022 в 20:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.