Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»
|
Информация о рисовании по трафарету.Трафареты как средство развития творческих способностей детей.Изобразительная деятельность является одной из эффективнейших средств развития всесторонней личности ребенка. Она является едва ли не самым интересным и красочным видом деятельности дошкольника. На протяжении жизни ребенок не только рисует, но и творит, фантазирует, благодаря полученным навыкам в детском саду. Поэтому задача воспитателя, который первый встает на пути обучения - дать ребенку как можно больше знаний и способов рисования, пусть самых простых. Развитие творческой личности начинается с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: 1. необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни; 2. сформировать у них изобразительные навыки и умения; 3. развить творческий потенциал у подрастающего поколения. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, а это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно - моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику и кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Детям тяжело нарисовать то, о чем просит их воспитатель, т.к. навыка рисования нет, рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать, поэтому на помощь им приходят трафареты, которые облегчают изодеятельность и дают возможность получить удовольствие от своей работы. Трафареты помогают раскрыть творческие способности детей, развивают мелкую моторику рук и формируют умение ориентироваться на листе бумаги. С помощью них у детей формируются навыки контроля и самоконтроля, они помогают сфокусировать внимание юного художника на форму и величину изображаемого объекта. Своей нехитрой техникой трафареты · увлекают ребенка искусством рисования; · дают возможность поверить в себя и по - настоящему начать рисовать; · развивают эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость; · способствуют познанию окружающего мира. Заняться глубже проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за детьми на занятиях по рисованию. Дети находились в информационном вакууме и не знали техники рисования. В связи с этим, я пришла к выводу, что надо менять подход подачи детям материала. Одной из основных проблем, встречающихся у детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это мешает во многом на этапах рисования. Меня заинтересовала работа «Трафарет – помощник для ребенка». Целью, которой, стало создание условий для развития творческих способностей детей через использования трафаретов в рисовании. Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: 1.Формировать у детей творческие навыки и умения. 2. Изучение геометрических фигур в рисовании, их расположение в пространстве и масштабирование. 3. Научить создавать свой неповторимый образ, интересный сюжет, используя трафареты. 4.Развивать воображение, творческие способности через трафареты. Вызывать эмоциональный фон. 5.Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели. 6.Развивать мышление, внимание и логическое конструирования в рисовании. 7.Развивать мелкую моторику рук посредством трафаретной деятельности. На первом этапе работы, дети обводили заданные им фигуры, это был круг, квадрат, треугольник, трафареты в форме тучки, лепестка и т.д. На втором этапе работы, дети стали самостоятельно работать с трафаретами, добиваясь четкой его формы, начали придумывать простейшие рисунки. На третьем этапе, дети стали при помощи трафаретов фантазировать, рисунки стали приобретать четкие формы, творческие возможности у детей стали выше. Я планировала свою работу таким образом, чтобы мои занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, сделали их свободными в техники рисования, расширили творческие возможности дошкольников 4-5 лет. Проведены консультации для родителей на темы: 1. «Развития мелкой моторики у детей через нетрадиционную технику рисования». 2. «Рисуем дома вместе с детьми при помощи трафаретов» Подготовлен материал для папки –передвижки по теме «Трафарет, что это такое?», организованы индивидуальные беседы с родителями, трафареты постоянно пополняются, что дает возможность для постоянного роста творческой фантазии ребят. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества изображаемого предмета, явления. Творчество проявляется не только тогда, когда ребенок сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога. Детское изобразительное творчество построено на работе наблюдений, впечатлений, воображений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Этот процесс очень сложен, много ступенчат и монотонен. Интерес и положительные эмоции во многом определяются тем, как идет овладение рисованием, т.е успешное решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к данной деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается», вместо этого: «Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается». Следовательно, моя цель руководить этой эмоциональной деятельностью так, чтобы она радовала детей, вызывала положительные эмоции, желание рисовать, творить, воображать и фантазировать. Каждый ребенок индивидуален, необходим тонкий подход к любому (как к личности) и поэтому важно быть педагогом, тонко чувствующим ребенка, т.е быть и психологом. Руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знаний специфики детского творчества, умение тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания и представления, поддержать инициативу, самостоятельность; способствовать овладению ИЗОдеятельностью и развитию творчества. Неважно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами ИЗОдеятельности очень полезны. Они помогают формировать творческую личность, учить мыслить смело, свободно, а это необходимо для ребенка в будущем, во взрослой жизни. Кроме того, ваш ребенок будет, любить и понимать искусство, эстетически развитый ребенок умеет делать правильные и красивые поступки. Проведя диагностику у детей, было выявлено, что дети, которые не используют в своих рисунках трафареты, есть чувство страха, которое преобладает над творческими способностями. Проведя свою работу с трафаретами, я сделала вывод, что место страха занимает приобретенные навыки и умения. Объем нарушений общей моторики и нарушений мелкой моторики с умениями графических навыков снизился. Творческое воображение и творческие способности превалируют и становятся основными звеньями в развитии творческих способностей при работе с трафаретами. Наша главная задача - умело научить выражать чувства и эмоции ребенка, а если это будет через – рисование, то это прекрасный дар! «Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне!» 29 марта 2022 в 23:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.