Средняя группа (4–5 лет)
Задачи по Формированию первичных
ценностных представлений
Образ Я. Продолжать формировать образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления о школе (я пойду в школу, в школе интересно, я буду хорошо учиться, я много узнаю). Продолжать формировать традиционные гендерные представления. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, пол; продолжать воспитывать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Воспитывать в ребенке самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, в том, что его любят, что он хороший. Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка. Чаще хвалить детей, отмечать, что хорошего они сделали, чем порадовали и удивили окружающих.
Нравственное воспитание.
Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Дать детям представления о том, что такое семья (это все, кто живет вместе с ребенком), о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.). Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обращать внимание детей на то, чем хорош каждый из воспитанников группы. Учить детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Развивать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми, привлекать детей к обсуждению и созданию символики и традиций группы, детского сада.
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений (как играть, чтобы всем было интересно и никому не было обидно), развивать умение считаться с интересами товарищей, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Способствовать освоению детьми общепринятых правил и норм поведения. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Продолжать формировать у детей основы культуры поведения и вежливого общения; напоминать о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Трудовое воспитание.
Продолжать приобщать детей к доступной трудовой деятельности, воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (желание и умение доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Продолжать воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивать значимость их труда для общества и государства. Формировать интерес к профессиям родителей. Воспитывать у детей понимание того, что профессия это не только зарабатывание денег для семьи, но и труд на благо многих людей.
Патриотическое воспитание.
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине — России. Воспитывать уважение к государственным символам. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
Давать детям на доступном детскому восприятию уровне представление о великих исторических победах России (в Великой Отечественной войне, в Отечественной войне 1812 года), воспитывать чувство гордости за свою Родину и формировать понимание того, что Россия никогда ни на кого не нападает, но всегда сумеет себя защитить.
Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т. п.).
Ожидаемые МОТИВАЦИОННЫЕ (личностные)
образовательные результаты
К концу учебного года при правильно организованном образовательном процессе от детей средней группы детского сада мы можем ожидать следующих мотивационных (личностных) образовательных результатов:
Дети имеют элементарные представления о себе (знают свое имя и фамилию, возраст, пол, ведут себя в соответствии со своим возрастом и полом).
У детей сформирована положительная самооценка, уверенность в себе, стремление «быть хорошим».
Проявляют личностное отношение к соблюдению (нарушению) моральных норм, стремление к справедливости, испытывают чувство стыда при неблаговидных поступках.
Проявляют эмоциональный отклик на переживания близких взрослых, детей, могут проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
У детей сформировано уважение и чувство принадлежности к своей семье (имеют представления о родственных отношениях (мама, папа, сын, дочь и т. д.); могут назвать имена членов своей семьи, рассказать о ее традициях (по своей инициативе или инициативе взрослого), о профессиях своих родителей.
Проявляют избирательность во взаимоотношениях со сверстниками, выражающуюся в предпочтении одних детей другим (появляются постоянные партнеры по играм).
Умеют объединяться для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.
Способны решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять).
Умеют вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу, могут подождать, пока взрослый занят.
Проявляют интерес к родному краю (знают название своего родного города (поселка), могут рассказать о том, где они были, что им нравится).
Знают название родной страны, российский флаг.
Имеют элементарные представления об основных государственных праздниках (День Победы, День защитника Отечества, 8 Марта, Новый год).
Имеют представление о Российской армии, ее роли в защите Родины.