Игры на социализацию. Ранний дошкольный возраст.
Общие хороводы.
«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как,
во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности
в его пересылке на дальние расстояния), называет свое имя
и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.
Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть множество, придумывайте вместе с детьми!
«РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»
Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь
немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу
со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» – пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга («сдулся») или разбежаться по комнате («разлетелись пузырьки»).
«КАРУСЕЛИ»
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся
по кругу:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели. |
(Карусель медленно движется
в правую сторону.) |
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом! |
(Темп речи и движений постепенно ускоряются.) |
А потом всё выше, выше, |
(Дети поднимаются на носках, поднимают руки вверх-вниз.) |
А потом всё ниже, ниже. |
(Дети приседают, опуская руки.) |
Побежали, побежали,
Побежали, побежали! |
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения.) |
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те. |
(Темп движений постепенно замедляется.) |
Раз-два, раз-два (пауза).
Вот и кончилась игра. |
(Все останавливаются и кланяются друг другу.) |
«МЫ НА ЛУГ ХОДИЛИ…»
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся
по кругу:
Мы на луг ходили,
Хоровод водили.
Вот так, на лугу
Хоровод водили. |
(Дети движутся по кругу,
взявшись за руки.)
(Затем останавливаются.) |
Делали головками –
ник-ник-ник.
Пальчиками ловкими –чик-чик-чик. |
(Наклоняют голову влево-вправо.)
(Дети стучат пальчик
о пальчик.) |
Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками – топ-топ-топ. |
(Хлопают в ладоши.)
(Топают ножками.) |
А потом устали
И тихонько встали. |
(Делают вдох-выдох.)
(Тихо стоят.) |
«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ…»
Дети стоят по кругу, не держась за руки. Выполняют одинаковые движения по показу педагога.(Усложнение: выбор самого смелого ребенка на роль «зайки»).
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так.
И ушами шевелит! |
(Дети присаживаются на кор-точки и руками изображают,
как «зайка» шевелит ушками.) |
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть! |
(Поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают
в ладошки. Затем встают.) |
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Сок-скок-скок-скок,
Надо зайке поскакать! |
(Подпрыгивают на двух ногах.) (Если есть водящий – «зайка»,
то дети гладят «зайку», стараясь согреть его. «Зайка» выбирает себе замену). |
«ХОРОВОД»
Игру лучше проводить на траве.
Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод. |
(Дети идут по кругу.) |
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бах! |
(Приседают или опуска-ются на землю.) |
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод. |
(Дети идут в другую
сторону.) |
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгнем все мы вдруг. Прыг! |
(Останавливаются
и подпрыгивают
на месте.) |
«МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ».
Дети стоят в кругу на расстоянии друг друга, чтобы при движении не задевать соседей.
Воспитатель произносит текст медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой. |
(Дети топают ногами,
хлопают в ладошки,
качают головками влево-вправо.) |
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
Мы бегаем кругом. |
(Дети поднимают руки вверх,
опускают руки вниз,
подают руки друг другу,
берутся за руки, бегут по кругу.) |
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой».
Все останавливаются. Затем игра повторяется.
«ЗАТЕЙНИКИ».
Играющие встают в круг, затейником может быть воспитатель. Он показывает движения, дети повторяют.
Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Делаем вот так! |
(Дети идут вокруг водящего.)
(Дети останавливаются, затейник показывает какое-либо движение, дети повторяют его и называют.) |
Затейник может усложнить задачу: показывать движения птиц, животных, людей разных профессий и т. д.