Персональный сайт воспитателя. Группа «ПЧЕЛКИ»

Консультация для родителей.

 «Как научить дошкольника одеваться».

Пока ребёнок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его одеваться самому. К тому же это один из важных навыков, который понадобится дошкольнику в детском саду. Нередко обучение одеванию вызывает сложности. Причин несколько:

o трудности одевания;

o неприятие самого процесса одевания;

o капризы (когда понятия родителей и ребёнка о «правильной» одежде не совпадают).

Правилавыбора детской одежды и обуви.

В первом случае задача взрослых (в первую очередь родителей) максимально облегчить этот процесс. Сделать это можно. Во-первых, купив одежду самого простого и удобного покроя, которую легко надевать: в одежде не должно быть ничего, что нужно зашнуровывать, застёгивать; сложных застёжек и пряжек. Штаны стоит выбирать с поясом на резинке, слегка свободными на талии. Чтобы научить ребёнка правильно надевать их, для начала надо удобно посадить его. Лучше, если он сядет на край стула, чтобы ноги свисали. Но можно разместиться на полу, объяснив ребёнку, что он должен выпрямить ноги и вытянуть носки. В домашних условиях взрослые обязательно должны показать ему, как это сделать, на собственном примере.

Поначалу, когда малыш попытается надеть штанишки, его нога будет застревать в одном и том же месте штанины или же теряться в складке в самом её низу. В таком случае вы должны сказать: «Ничего страшного», снять их и начать всё сначала, на этот раз чуть больше помогая ребёнку и направляя его действия.

При выборе футболки (свитера и т.п.) нужно обратить внимание в первую очередь на горловину: чем она шире, тем лучше. Дело в том, что дети, надевая футболку, всегда пытаются просунуть в отверстие лицо, а не макушку. Им становится страшно, когда на короткий момент натягивания футболки их глаза покрыты ею. Тогда они начинают кричать, прося о помощи. Кто-то из родителей начинает жаловаться на то, что ребёнок не хочет попытаться самостоятельно одеваться. После того как рассерженный родитель сам натягивает на него злополучную футболку, в сознание малыша внедряется мысль: «Надевать футболку очень трудно, к тому же родителей раздражает, когда я пытаюсь это делать»,  так что в следующий раз он даже и не попробует надеть её самостоятельно.

Если же отверстие футболки всё же недостаточно широко, нужно растянуть его. Перед тем как ребёнок будет одеваться, необходимо показать ему, что горловина достаточно широка, позволить взглянуть сквозь неё на потолок – это поможет малышу убедиться в том, что пространство достаточно большое для того, чтобы прошла его голова. Первые несколько раз надо следить за одеванием малыша, направить его голову так, чтобы вначале шёл не подбородок, а макушка. Затем показать, как надо держать руками футболку снизу, чтобы потом опустить её до пояса и дать голове легко пролезть через отверстие одним движением. Тогда ребёнок не станет пытаться продевать в рукава руки до тех пор, пока успешно не просунет голову в горловину.

Не следует ожидать, что дошкольник справится со всеми движениями за несколько попыток и даже за несколько десятков попыток. На самом деле всё это гораздо сложнее (для него), чем кажется взрослому.

Что касается обуви, то нужно выбирать ботинки с нескользящей подошвой и раскрашенными в разные цвета носки и пятками, чтобы ребёнок без труда определял, на какую ногу следует надевать ботинок.

Для самых маленьких дошкольников лучше подобрать обувь на липучке. Дети этого возраста ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы прямо придержать язычок ботинка и стянуть должным образом застёжку. Липучка же поможет им быстрее научиться справляться самостоятельно.

Следует помнить, что в качестве инструмента для обучения обычно не помогают матерчатые книжки, к страницам которых прикреплены шнурки для ботинок, а также молнии, кнопки и пуговицы, чтобы учиться их завязывать и застёгивать. Опыт, полученный при проталкивании пуговицы сквозь петлю на плоском ровном куске ткани. Существенно отличается от реальности, когда приходится проделывать это на собственном животе. Возможно, ребёнок с удовольствием поиграет с пуговицами и кнопками такой книжки; у него даже может всё неплохо получаться, однако с застёгиванием настоящей одежды его может постичь неудача. Родителям же будет казаться, что ребёнок просто не старается. Желательно начинать и продолжать обучение на одежде, надетой на ребёнка.

 4b846d643aebd4135d015eabcf238187.jpg

                                  Организацияпроцесса одевания.

Даже когда ребёнок уже научился выполнять простейшие действия, одеваться самостоятельно, взрослые не должны пускать этот процесс на самотёк. Нужно максимально чётко организовать его.

Например, дошкольники часто не могут разобрать, где у вещи зад, а где перед.  Чтобы подобных проблем не возникало, советуем взять маркер для белья и нарисовать сзади на внутренней стороне пояса всех штанишек и всего нижнего белья ребёнка большой красный кружок, а спереди - зелёный. Всегда нужно использовать одинаковые цвета: зелёный впереди, красный сзади.

На футболках этот принцип не получится. Но здесь всё проще: достаточно объяснить ребёнку, что передняя часть – та, на которой всё нарисовано.

Хорошим подспорьем в упорядочивании обучения ребёнка самостоятельному одеванию может стать детский органайзер для одежды. Сейчас в некоторых магазинах продаётся матерчатый гардероб, состоящий из нескольких полок и подвешивающийся на крюк. Каждая полочка предназначена для одежды на один день. Также имеются два мешочка для обуви. В начале неделе взрослые должны положить одежду для каждого дня на определённую полочку. Это в дальнейшем позволит предотвратить капризы и споры о том, что надевать утром. Тогда приготовления к отправке в детский сад будут проходить намного быстрее. У ребёнка всё будет под рукой: и носки, и нательное бельё, и рубашка, и штанишки.

Организовать процесс одевания помогут также:

o крючки для одежды, прибитые вдоль стены и досягаемые для ребёнка;

o специальная детская стоячая вешалка для пальто в прихожей;

o полки для детской обуви, где собрана вся обувь вместе и недалеко от входной двери.

Мелкие предметы одежды нужно стараться держать вместе с ней. Можно использовать специальные зажимы для варежек, чтобы прикреплять их к куртке. А куртка с капюшоном гораздо практичнее отдельно купленной куртки и шапки. Чтобы блузки и юбки висели вместе на одном крючке, надо вешать их на комбинированные вешалки.

                             Приёмы,облегчающие одевание.

Всё это облегчит ребёнку обучение. Однако научить его просовывать голову в футболку, а ногу в штанину – ещё полбеды. Со временем дошкольник, совершенно точно умеющий правильно обращаться с одеждой, начинает капризничать, когда нужно одеваться. Вполне возможно, что ребёнка привлекают перспективы интересной прогулки или похода в гости, но процесс одевания кажется настолько неприятным, что он готов пожертвовать привлекательными мероприятиями, лишь бы избежать нудного одевания. В этом случае необходимо сделать интересным собственно одевание. Можно воспользоваться следующими приёмами.

Поиграть с ребёнком в прятки: «Где Саша?» 

Поиграть в паровозик: рука ребёнка становится паровозиком. Который заезжает в туннель – рукав. Можно изменить игру, сделав руку мышонком, а рукав – норкой.

Поиграть в «Рассеянного с улицы Бассейной». Взрослый задаёт ребёнку вопросы вроде: «Куда же надеть носочки? Наверное, на ручки. Нет? А что на ручки надевают? Варежки? А носочки, наверное, на ушки? Нет? Как же разобраться?»

На начальном этапе обучения одеванию можно разделить работу пополам. Взрослый надевает штаны на ноги, а ребёнок натягивает их. Взрослый продевает голову в горловину и вставляет ручки в рукава, а малыш расправляет кофту на животе.

Тренироваться на куколках. Взрослый вместе с ребёнком обязательно проговаривает последовательность и логику одевания.

Иногда проблемы связаны с нежеланием дошкольника надевать какую-то определённую вещь, которая наиболее практична, по мнению взрослых.  Однако то, что старшие считают таким важным в одежде (её размер, соответствие погоде, опрятность), редко имеет значение для малыша. Ему гораздо важнее всего этого, чтобы на ней было правильное яркое изображение персонажей из мультфильма.

Есть несколько способов решить эту проблему.

Лучше всего вместе послушать прогноз погоды на завтра. Во время прослушивания давайте более простые пояснения трудных для ребёнка понятий (к примеру, объяснить, что непонятное слово «осадки» означает «дождь»).

Затем пусть малыш поможет родителям подобрать соответствующую завтрашней погоде одежду. Для этого нужно разложить все предметы одежды на полу в определённом порядке. В таком случае у ребёнка не возникнет затруднений в том, что и куда надо надевать и что необходимо надевать в первую очередь, а что во вторую и третью. Кроме того, эта мера поможет избежать лишних споров с утра.

Если одежда с вечера не подготовлена, а надеть, к примеру, тёплую куртку необходимо, можно предложить ребёнку две разные на выбор. В таком случае есть вероятность, что он отвлечётся от капризов и станет принимать самостоятельное решение насчёт того, какого цвета куртку ему выбрать. Но тут есть нюанс. Когда ребёнку предлагают два возможных варианта (что ты будешь пить – чай или молоко?), то он всегда выбирает третий, которого не было в списке (компот). А поэтому дошкольник, уже умеющий говорить, да к тому же упрямый. Вполне может предложить третий вариант: не надевать куртку вообще.

Можно согласиться с ним и позволить ему выйти на улицу без куртки. Тогда ситуация может разрешиться следующим образом.

Ребёнок замёрзнет. Тогда придётся сократить время прогулки, тем самым давая ему понять, каким будут последствия в следующий раз, если он не будет прислушиваться к советам старших.

Ребёнок замёрзнет, но взрослые возьмут с собой его куртку и дадут её в нужный момент. Следует учитывать, что в таком случае он гораздо дольше будет учиться правильно, по погоде, выбирать одежду.

Ребёнку на самом деле не будет слишком холодно, и он не попросит куртку. В таком случае он был прав: она действительно не нужна. Детям обычно удаётся сохранять тепло тела благодаря энергии, вырабатываемой ими за счёт движения – бега и прыжков. И всё же необходимы осторожность и определённый контроль со стороны взрослого человека. Игры при минусовой температуре без должной экипировки могут быть опасными для здоровья ребёнка.

Проблему нежелания ребёнка надевать куртку можно решить ещё одним простым способом: использовать много слоёв одежды. Возможно, причины конфликта состоит в самой идее куртки, а не в необходимости тепло одеваться. Не исключено, что малыш с удовольствием согласился на другую, более удобную для него одежду: хлопчатобумажную водолазку, а на неё – тёплую спортивную фуфайку и поверх всего этого жилет. В тёплой шерстяной шапке и паре хороших перчаток он будет прекрасно защищён от холода – не хуже, чем в зимнем пальто. В самом деле, поскольку основная часть тепла тела теряется через голову, тёплая шапка намного полезнее недостаточно утеплённого пальто.

Наконец, имеет смысл проявить изобретательность.

Многие дети любят надевать что-то из родительских вещей. В таком случае можно перешить папин или мамин свитер для ребёнка. Хорошо действует приём привлечения ассоциаций с любимой профессий. Например, пожарные не ходят без защитной куртки, а офицер милиции – без пуленепробиваемого жилета. Можно найти какую-нибудь похожую куртку и предложить ребёнку надеть её, чтобы быть похожим на одного из любимых героев.

Если процесс обучения дошкольника самостоятельно одеваться растянулся надолго, надо принять этот факт как данность и разработать план на ближайшие месяцы. Основная причина разногласий, связанных с одеванием, заключается в том, что иногда родители смотрят на данное действие с точки зрения взрослого человека, забывая о том, что ребёнок уже имеет собственное мнение относительно своего внешнего вида, но при этом ещё не обладает навыком одеваться самостоятельно. Поэтому и родителям, и воспитателям, обучающим дошкольника одеваться, следует запастись терпением и спокойствием. Важно помнить, что малышу необходима их поддержка и время, чтобы освоить такие простые, на наш взгляд, и такие сложные для него действия.


Позаботьтесь о том, чтобы одежда была удобной (с учётом детских, а не ваших понятий об удобстве);

Избегайте жесткой одежды, которая ограничивает движения; ее трудно снимать и надевать.

Внимательно осматривайте вещь, чтобы не было грубой подкладки, тугой резинки на манжетах, продёрнутых изнутри шнуров (особенно если они с узлами на концах), а также металлических пряжек или застёжек-молний;

Купите именно такую вещь, которая понравится ребёнку, с условием, что он её будет носить в холодное время года. Каким бы ни был выбор ребёнка – не отказывайте ему в покупке этой вещи: лучше такая, чем никакая.

16 сентября 2018 в 22:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.